Ювелирный каталогВопрос / ответКонтакты

Драгоценная кладовая

03 ноября 2017 г.

У­ни­каль­ная вы­став­ка «Рус­ское се­ре­бро», где пред­став­ле­ны из­де­лия на­чи­ная с XV ве­ка до на­ших дней, от­кро­ет­ся для по­се­ти­те­лей с за­в­тра­ш­не­го дня, 2 но­яб­ря, в Ни­же­го­род­ском го­су­дар­ствен­ном ху­до­же­ствен­ном му­зее. Го­сти смо­гут узнать ис­то­рию, свя­за­н­ную с со­з­да­ни­ем этих пред­ме­тов, а та­к­же за­г­ля­нуть в свя­тая свя­тых — осо­бую кла­до­вую, где хра­нят­ся ста­рин­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ства.

Экс­по­зи­цию от­кры­ва­ют ра­бо­ты со­вре­мен­ных юве­ли­ров. Эта часть вы­став­ки вклю­ча­ет в се­бя бо­лее ста пред­ме­тов, ис­кус­но вы­пол­нен­ных из се­реб­ра и укра­шен­ных дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Ка­ж­дую фи­гур­ку мо­ж­но дол­го рас­смат­ри­вать, по­ра­жа­ясь то­му, на­сколь­ко точ­но ма­сте­ру уда­лось пе­ре­дать эмо­ции и ха­ра­к­те­ры пе­р­со­на­жей.

«З­десь пред­став­ле­ны кол­лек­ции двух про­из­во­ди­те­лей — ко­стро­м­ско­го и вол­го­ре­чен­ско­го юве­ли­р­ных за­во­дов. Ко­му-то мо­жет по­ка­зать­ся стран­ным, что при­кла­д­ное ис­кус­ство де­мон­стри­ру­ет­ся в сте­нах ху­до­же­ствен­но­го му­зея. Но ис­то­ри­че­ски так сло­жи­лось, что имен­но здесь на­хо­ди­т­ся осо­бая кла­до­вая с пре­крас­ным со­бра­ни­ем рус­ско­го се­ре­бра. Боль­шин­ство пред­ме­тов име­ют не толь­ко вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ную цен­но­сть, но и при­кла­д­ное зна­че­ние. В этом пла­не се­реб­ро — уни­каль­ный ме­талл. Ему да­же при­пи­сы­ва­ют ма­ги­че­ские свой­ства», — по­яс­нил ор­га­ни­за­тор со­вре­мен­ной ча­сти экс­по­зи­ции Дми­т­рий Во­ло­дин.

На вы­став­ке пред­став­ле­ны вос­ста­но­в­лен­ные окла­ды для ре­ли­ги­оз­ной ли­те­ра­ту­ры, сто­ло­вое се­реб­ро и сер­ви­зы, укра­шен­ные ми­ни­а­тю­ра­ми. Боль­шин­ство из них по­свя­ще­но рус­ским сказ­кам. По­се­ти­те­ли му­зея мо­гут уви­деть здесь Еме­лю со щу­кой, Конь­ка-­гор­бун­ка, Де­да Мо­ро­за, Змея Го­ры­ны­ча, ку­роч­ку Ря­бу, ве­се­лых ско­мо­ро­хов и мно­гих дру­гих зна­ко­мых с дет­ства пе­р­со­на­жей.

Масте­ров вдох­но­в­ля­ли и сцен­ки из обы­ч­ной кре­стьян­ской жиз­ни. Так по­яви­лись ры­бак, во­до­воз, де­ти, ка­та­ю­щи­е­ся на сан­ках и конь­ках, про­стые тру­же­ни­ки.

Од­ним из на­и­бо­лее ин­те­рес­ных экс­по­на­тов Дми­т­рий Во­ло­дин на­з­вал чай­ный сер­виз «Зе­м­ля­ни­ч­ка». Точ­но та­кой же пре­зи­дент РФ Вла­ди­мир Пу­тин по­да­рил ми­нув­шим ле­том на сва­дь­бу из­ве­ст­но­му хок­ке­и­сту Алек­сан­д­ру Овеч­ки­ну.

«До не­дав­не­го вре­ме­ни этот сер­виз был по­чти не­из­ве­стен. Сей­час на не­го безу­м­ный спрос. Он уже име­ет ис­то­рию, свя­за­н­ную с се­го­д­ня­ш­ний днем. Для то­го, что­бы про­из­ве­сти все его пред­ме­ты, тре­бу­ет­ся два ме­ся­ца», — рас­ска­зал Во­ло­дин.

Е­ще од­ним уни­каль­ным экс­по­на­том ор­га­ни­за­тор вы­став­ки на­з­вал на­бор «Ку­роч­ка Ря­ба». В не­го вхо­дит по­став­ка под яй­цо и ло­ж­ка.

«Я счи­таю, что это аб­со­лют­но рус­ский по­да­рок. Боль­шое ко­ли­че­ство та­ких ку­ро­чек у нас уеха­ло в Ан­г­лию. Гра­ж­да­не объ­е­ди­нен­но­го ко­ро­лев­ства по до­сто­ин­ству оце­ни­ли их. Эти из­де­лия вы­з­ва­ли у них не­под­дель­ный ин­те­рес», — по­де­ли­л­ся Во­ло­дин.

В осо­бой кла­до­вой по­се­ти­те­ли му­зея смо­гут уви­деть бо­лее 50 се­реб­ря­ных из­де­лий. Как рас­ска­за­ла ис­кус­ство­вед НГХМ На­та­лья Сви­ри­на, за ка­ж­дым из экс­по­на­том своя ис­то­рия, по­рой кро­ва­вая и тра­ги­че­ская.

«Боль­шин­ство экс­по­на­тов по­па­ло к нам в му­зей из хра­мов и мо­на­сты­рей Ни­ж­не­го Но­в­го­ро­да по­с­ле ре­во­лю­ции и рек­ви­зи­ции. В то же вре­мя это ис­то­рия со­хра­не­ния и изу­че­ния уни­каль­ных пред­ме­тов и ве­де­ние на­уч­ной ра­бо­ты, что очень ва­ж­но». — под­чер­к­ну­ла Сви­ри­на.

Са­мый ран­ний па­мят­ник, ко­то­рый пред­став­лен в осо­бой кла­до­вой, да­ти­ро­ван кон­цом XV ве­ка. Это оклад ико­ны свя­то­го Ни­ко­лая Угод­ни­ка.

«Оклад со­з­дан но­в­го­род­ски­ми ма­сте­ра­ми в тех­ни­ке ска­ни. Он до­ста­точ­но скро­м­ный и про­стой. Ве­ро­ят­но, это бы­ла чья-то ли­ч­ная ико­на, ко­то­рую че­ло­век но­сил с со­бой», — рас­ска­за­ла ис­кус­ство­вед.

Та­к­же пред­став­ле­ны из­де­лия ни­же­го­род­ских ма­сте­ров. По сло­вам На­та­льи Сви­ри­ной, в XVII ве­ке наш го­род был од­ним из кру­п­ней­ших цен­тров юве­ли­р­но­го про­из­вод­ства. Та­к­же на вы­став­ке де­мон­стри­ру­ют­ся не­сколь­ко окла­дов бо­го­слу­жеб­ных книг — ра­бо­ты мос­ко­в­ских умель­цев.

«В те вре­ме­на кни­га вос­при­ни­ма­лась как са­краль­ный объ­ект. Зна­че­ние име­ло не толь­ко чте­ние текста. По­это­му пе­ре­пле­ты бо­га­то укра­ша­лись. Се­ре­б­ро при со­з­да­нии ре­ли­ги­оз­ных пред­ме­тов ис­поль­зо­ва­лось не слу­чай­но. Оно счи­та­лось си­м­во­лом свя­то­сти», — от­ме­ти­ла Сви­ри­на.

Не­ред­ко се­реб­ря­ные цер­ко­в­ные пред­ме­ты в те вре­ме­на, в част­но­сти, кре­сты, ма­сте­ра укра­ша­ли дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Ка­ж­дый из них имел свою зна­че­ние. Си­ние ка­м­ни си­м­во­ли­зи­ро­ва­ли бо­же­ствен­ную сла­ву, го­лу­бой ак­ва­ма­рин — во­ду кре­ще­ния, а же­м­чуг — воз­ро­ж­де­ние.

Не­о­бы­ч­ная ис­то­рия свя­за­на с ча­шей, ко­то­рую со­з­да­ли мос­ко­в­ские ма­сте­ра. Она бы­ла по­да­ре­на Бла­го­ве­щен­ско­му мо­на­сты­рю ми­т­ро­по­ли­том Ка­за­н­ским и Сви­я­ж­ским Ти­хо­ном.

«Ка­за­лось бы, за­чем ка­за­н­ско­му ми­т­ро­по­ли­ту да­рить та­кую до­ро­гую ча­шу чу­жо­му хра­му. Ока­за­лось, что Ти­хон был уро­жен­цем Ни­ж­не­го Но­в­го­ро­да. Ко­г­да он ушел в мо­на­хи, ока­за­л­ся имен­но в Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре. За­тем Ти­хон уехал в Моск­ву, где был глав­ным хра­ни­те­лем пат­ри­ар­шьей риз­ни­цы, и толь­ко по­том стал ми­т­ро­по­ли­том Ка­за­н­ским и Сви­я­ж­ским. Он за­ка­зал этот дра­го­цен­ный со­суд и по­да­рил на­ше­му мо­на­сты­рю», — объ­яс­ни­ла ис­кус­ство­вед.

По­ми­мо ре­ли­ги­оз­ных пред­ме­тов в со­бра­нии пред­став­ле­ны и бы­то­вые пред­ме­ты — ко­в­ши и чар­ки.

«Тра­ди­ция вру­чать го­су­дар­ствен­ные на­гра­ды за­ро­ди­лась в Рос­сии еще в сред­ние ве­ка. Как пра­ви­ло, вру­ча­ли се­реб­ря­ную утварь. Это бы­ло зна­ком осо­бо­го го­су­да­ре­ва рас­по­ло­же­ние. Сна­ча­ла ца­р­ствен­ные осо­бы ли­ч­но вру­ча­ли на­гра­ды, но по­том си­ту­а­ция из­ме­ни­лась. Лю­дям ста­ли да­рить не са­му утварь, а сред­ства на ее из­го­то­в­ле­ние. На­при­мер, один из ко­в­шей, вру­чен­ный дон­ско­му ата­ма­ну Ека­те­ри­ной II, на са­мом де­ле был из­го­то­в­лен уже по­с­ле смер­ти им­пе­ра­три­цы. День­ги бы­ли вы­пи­са­ны, но по­ка ата­ман до­е­хал до сво­ей ста­ни­цы и за­ка­зал ковш, про­шло до­ста­точ­но мно­го вре­ме­ни», — со­об­щи­ла Сви­ри­на.

Та­к­же в экс­по­зи­ции мо­ж­но уви­деть ча­шу ра­бо­ту Кар­ла Фа­бер­же, где он со­е­ди­нил се­реб­ро с хру­ста­лем. Ин­те­рес­на и ис­то­рия, свя­за­н­ная со скуль­п­тур­ной ко­м­по­зи­ци­ей «Хлеб­ная бар­жа Ба­ш­ки­ро­ва».

«Этот су­ве­нир был по­да­рен в на­ча­ле ХХ ве­ка про­мы­ш­лен­ни­ку Ба­ш­ки­ро­ву и его су­пру­ге на 25-ле­тие со дня сва­дь­бы. Он был най­ден в со­ста­ве кла­да на Гре­бе­ш­ко­в­ском от­ко­се в кон­це 1990-х го­дов, ко­г­да там ве­лись стро­и­тель­ные ра­бо­ты. Скуль­п­ту­ра изоб­ра­жа­ет хлеб­ную бар­жу с фи­гу­рой груз­чи­ка на по­ста­мен­те. Он не слу­чай­но при­сут­ству­ет здесь. Де­ло в том, что сам Ба­ш­ки­ров на­чи­нал на Вол­ге с са­мых ни­зов и был пор­то­вым груз­чи­ком. На фа­са­дах су­ве­ни­ра мо­ж­но уви­деть изоб­ра­же­ния с ви­да­ми Ни­ж­не­го Но­в­го­ро­да. Сло­вом, ка­ж­дый пред­мет в кол­лек­ции уни­ка­лен и име­ет свою ис­то­рию», — рас­ска­за­ла На­та­лья Сви­ри­на.

По­се­тить вы­став­ку мо­ж­но до 6 но­яб­ря. Осо­бая кла­до­вая бу­дет от­кры­та в чет­верг в16.00, в пят­ни­цу в 15.00 и 16.00, в суб­бо­ту в 12.00, 13.00, 14.00 и 15.00, а в вос­кре­се­нье в 12.00, 13.00, 14.00, 15.00.

vgoroden.ru

Смотрите интересные материалы:


ЮВЕЛИРНЫЙ КАТАЛОГ

Где купить:

Красивые покупки