По китайской легенде жемчуг выпал из пасти воюющих драконов. В древней Греции считалось, что жемчужины образовались из капель, упавших с Афродиты во время ее выхода из моря. Блестящие, почти прозрачные жемчуга вдохновляли человеческое воображение на протяжении веков.
Выставка «Pearls» в лондонском музее Виктории и Альберта, проводимая совместно с музеем Катара, раскроет всю историю жемчуга. На ней представлено более 200 предметов искусства и украшений, по которым можно проследить изменения в моде и узнать символическое значение жемчуга от времен древнего Рима до сегодняшнего дня.
«Жемчуг – всемирное явление», — говорит Беатрис Шадор-Сэмпсон, историк ювелирного дела и куратор выставки. «Его носили как на Востоке, так и на Западе». «Бриллианты, изумруды, сапфиры и прочие камни блистали в тот момент, когда не было проблем с их добычей, в то время как жемчуг был в моде всегда», — рассказывает она.
В экспозиции представлены такие вещи, как расшитое жемчугом пальто индийского махараджи, колье Мэрилин Монро и украшения от Cartier, Chaumet, Tiffany, Lalique. Но самым необычным экспонатом, вероятно, является серьга Карла I, которая была на короле в момент его казни.
«Эта жемчужина была извлечена из уха моего деда, после того как он был обезглавлен», — гласит сопровождающая записка королевы Марии II, чье ожерелье представлено рядом.
Но есть и ряд существующих о жемчуге заблуждений, особенно о его нередко странной форме, размере и цвете.
«Любой моллюск с раковиной может производить жемчуг», — говорит Шадор-Сэмпсон. «Их вылавливают не только в теплых водах Аравийского полуострова и Индийского океана, как принято считать, они живут и в таких неожиданных местах как река Тэй в Шотландии и Миссисипи».
Вопреки распространенном
Также на выставке представлен целый ряд блестящих цветных жемчужин из южных морей: золотые индонезийские, серые и голубые с Таити, а также баклажановые, розовые, оранжевые и лиловые.
«Сегодня подобные жемчужины – редкость», — говорит куратор выставки. «Их выращивают искусственно, но они очень редкие и дорогие».
Традиционный и опасный способ добычи жемчуга – ныряние – почти канул в небытие. На несколько натуральных жемчужин сегодня приходится множество культивированных
В отличие от редких искусственных жемчужин, которые используются в люксовых ювелирных коллекциях, в последние годы рынок заполонил жемчуг массового производства из Китая, который выращивают в пресноводных устрицах.
По данным куратора выставки Хьюберта Бэри, из одного такого моллюска за цикл можно получить до 50 жемчужин, вследствие чего ежегодное производство китайского жемчуга составляет 4000 тонн.
В качестве доказательства у выхода с выставки стоит 6 серебряных ведер, заполненных до края китайским жемчугом всех размеров и форм.
Позитивный или негативный смысл несет это послание – руководство выставки оставляет это на усмотрение публики. «Мне нравится создавать загадку к концу экспозиции, чтобы посетителю было о чем задуматься», — говорит Шадор-Сэмпсон.
«Я хотела бы увидеть воплощение мечты Кокити Микимото – чтобы каждая женщина могла украсить свою шею жемчужным колье», — говорит куратор о желании японского «короля жемчуга». «И это шаг вперед к ее осуществлению. Сейчас каждый может носить жемчуг».
Но возникает вопрос – а все ли хотят его носить?«Жемчуг по-прежнему воспринимается чем-то старомодным», — говорит куратор Х.Бэри. «Для многих он ассоциируется с ниткой жемчуга на черно-белом фото предков».
«Сегодня благодаря усилиям дизайнеров жемчуг стал выглядеть чем-то новым и современным, он вернулся», — говорит он. «Надеюсь, что представленные на выставке необычные и современные вещи изменят восприятие жемчуга у людей».
Одним из подобных украшений является ожерелье «Frozen» работы вьетнамского ювелира Сэма Тхо Дуонга.
«Frozen» — это сложное скульптурное изделие, вдохновением для которого стал иней на ветке фруктового дерева. Сделанное из тысяч крошечных пресноводных жемчужин, нитей нейлона и серебра ожерелье заставляет посмотреть на привычный материал под совершенно новым углом.
Все большее число ювелиров начинает использовать жемчуг – заявляет редактор Vogue Кэрол Вултон. Среди дизайнеров, которые дали жемчугу новую жизнь, она называет таких мастеров, как Марико Мори и Джулию Маггенбург.
«В 21 веке это очень сложно сделать, но кажется, это случилось», — говорит она.
Как показывает выставка, мода на жемчуг изменялась на протяжении веков, в соответствии с культурой и эстетикой каждого периода. Но с тех времен, когда его носили королевские особы и элита, и до сегодня основная его символика – власть – не утратила актуальности.
«Я зову жемчуг властным, потому что все жены американских президентов носили его», — говорит Вултон. «Жемчуг дает верный посыл. Никто не может ему противостоять».