Не зря говорят: «Скромность украшает, но женщине подавай настоящие украшения!» Такие подарки актуальны всегда. Вопросы и проблемы, связанные с подобными приобретениями, тоже никогда не иссякают. Тем более, что тонких, «ювелирных» моментов в этом деле много.
Полезные советы по выбору и возврату ювелирных изделий читателям «Абакана» дает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.
Можно ли вернуть?
- Очень часто покупателей в ювелирных магазинах стращают, что вернуть приобретения не получится ни при каких обстоятельствах. Это не совсем так. С одной стороны, изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни действительно включены в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденный Постановлением Правительства РФ. Но покупателям могут «забыть» напомнить, что речь в нем идет только о тех ювелирных изделиях, к качеству которых претензий нет! Например, если вы купили «беспроблемное» кольцо, но не того размера, то вернуть его уже не сможете.
Но если в изделиях обнаружились не оговоренные продавцом недостатки (например, крепление камней оказалось слабым), то это – повод для возврата ювелирного товара. Даже если он был приобретен во время распродаж или каких-то «скидочных» акций. В наших реалиях скидки часто означают, что первоначально на украшения сильно «накрутили» цену (до 100-500%). А потом убрали часть «накрутки», сделав стоимость более адекватной, чтобы быстрее продать товар.
Но для того, чтобы возврат прошел без проблем, желательно сохранить чек и другие документы, сопровождающие покупку. Закон оставляет вам право действовать и без них (например, опираясь на свидетельские показания), но это будет сложнее.
Если вам не удается договориться о возврате «дефектного» украшения во время устного обращения, остается написать руководству магазина претензию в 2-х экземплярах. Один экземпляр (с отметкой о приеме, датой и подписью принявшего) остается у вас. В ней опишите ситуацию и выставьте свое требование. Например, заменить бракованное изделие на аналогичное или другое с соответствующим перерасчeтом покупной цены; соразмерно уменьшить покупную цену; незамедлительно безвозмездно устранить обнаруженные недостатки (то есть, отремонтировать); расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Претензию должны рассмотреть в течение 10 дней. Если вы не получите ответ или он вас не устроит – остается обратиться в суд.
На какую информацию внимание?
-Для того, чтобы покупка ювелирного украшения не обернулась разочарованием, тщательно проверьте, чтобы в документах к нему содержалась вся необходимая информации, подтверждающая вес, пробу и другие важные характеристики.
Ищите на бирке изделия обязательную информацию:
- наименование и юридический адрес предприятия-изготовителя;
- наименование и артикул изделия;
- наименование и проба драгоценного металла;
- масса изделия в граммах, цена за грамм, общая стоимость изделия;
- размер изделия;
- наименование материала вставки и еe подробная характеристика (при наличии);
- обозначение отраслевого стандарта (ОСТ 117-3-002-95);
- штамп ОТК.
В товарном чеке, который вам выдают при покупке, должны быть: наименование товара, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись продавца.
Наверное, все знают, что в нашей стране на ювелирные изделия ставится специальный знак — пробирное клеймо. Оно может как «по старинке» чеканиться, так и наноситься современными способами: электроискровым или с помощью лазера.
Если, отправляясь за покупкой в ювелирный магазин, вы не знаете, что обозначают клейма, то можете ознакомиться с этой информацией прямо в торговом зале. Там на видном месте обязана быть размещена информация о порядке клеймения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, об установленных в России пробах. Кроме этого, в уголке покупателя вы можете ознакомиться с изображениями государственных пробирных клейм Российской Федерации, лицензией на право торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, свидетельством о регистрации продавца в территориальной государственной инспекции пробирного надзора РФ.
Если эти важные документы отсутствуют и при выборе изделия вам не дают исчерпывающей информации о нем, советую делать ювелирные приобретения в других местах.
Скупка: будьте бдительны!
- Многие жительницы Абакана «клюют» на предложения самых разных фирм «обменять» старые украшения из драгметаллов на новые. Чем это может грозить, если они обратятся к первому попавшемуся скупщику, можно проиллюстрировать на примере истории из практики нашего ведомства. Собираясь воспользоваться подобными акциями, не теряйте бдительность!
В прошлом году в мировом суде Абакана рассматривалось «ювелирное» дело с участием представителя Управления Роспотребнадзора по РХ, который в течение 9 месяцев занимался защитой потребителя и давал заключение по делу. Оно завершилось в пользу пострадавшей клиентки ювелирного сервиса. Однако, ей пришлось потратить много времени и нервов, чтобы доказать свою правоту. Обидчики упорно не хотели признавать очевидное нарушение прав клиента.
Женщина обратилась в одну из фирм, проводящую акцию-обмен старых ювелирных изделий на новые. Она решила обменять порвавшийся золотой браслет. Непрофессиональная работа встретившего ее скупщика поразила клиентку. Во-первых, вопреки заводской 585-й пробе изделия тот соглашался принять его как 500 пробы. То есть, по заниженной цене. При этом, он его даже не взвесил (а это сразу должно насторожить, т. к. является явным нарушением «Правил скупки у граждан ювелирных изделий и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утверждeнных Постановлением правительства РФ № 444 от 7.06.2001). По версии скупщика, браслет, купленный в одном из известных абаканских ювелирных магазинов, с подтверждающими ярлыками и чеками, якобы «не соответствует» заявленной пробе.
Чтобы подтвердить это, скупщик взяла надфиль и стала варварски водить им по браслету, капая на него реактивом. В результате браслет порвался еще в нескольких местах. А на понятное возмущение клиентки и требование отремонтировать украшение ей грубо ответствовали, что ремонта не будет, т. к. браслет «уже был» порван.
Сделанная в «Книге жалоб и предложений» запись эффекта не дала. Результаты независимой экспертизы, подтвердившие, что браслет из золота 585-й пробы, — тоже. Покупательница решила обратиться в суд, т. к. возмещать ущерб от непрофессиональной оценки никто не собирался возмещать. Она обратилась за помощью в Управление Роспотребнадзора по РХ, где ей составили проект искового заявления. В нем заявлялось о нарушенных правах потребителя и выставлялись требования возместить вред, причиненный ювелирному изделию, а также моральный ущерб. В суде представитель ответчика категорически не признавал свою вину.
Однако, две судебные экспертизы, сделанные Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора, еще раз документально подтвердили и соответствие пробы ювелирного изделия заводской и то, что скупщик действовал непрофессионально: «На семи представленных элементах браслета имеются следы надпилов каким-либо абразивным материалом с искажением поверхности изделия…».
Размер ущерба (более 5000 рублей) определила еще одна экспертиза, которую смогли провести в Торгово-промышленной палате г. Новосибирска. Эксперты документально подтвердили, что после «ювелирной работы» скупщика «браслет не может быть использован по прямому функциональному назначению ввиду наличия множественных значительных повреждений. Восстановление с помощью проведения ремонтно-восстановительных работ нецелесообразно. Проведенные скупщиком работы по определению пробы сдаваемого изделия (нанесение на браслет нескольких надпилов надфилем и применение реактива) повлияли на стоимость сдаваемого изделия в результате утраты им потребительских свойств».
Суд, изучив эти серьезные документы, встал на сторону потребителя и подтвердил, что услуги ему были оказаны ненадлежащим образом. Он подтвердил, что в соответствии с п. 10 упомянутых выше правил, все операции, связанные со скупкой ценностей, должны быть произведены в присутствии сдатчика методами, позволяющими не нарушать целостности изделий.Истцу возместили не только прямой ущерб, но иморальный вред ( в размере 2000 рублей). Также ответчик возместил стоимость экспертиз (более 7000 рублей), транспортные и почтовые расходы. Кроме этого, суд взыскал с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присуждeнной судом в пользу потребителя (ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Таким образом, в общей сложности проигравшая фирма заплатила более 20 тысяч рублей. Напомню, что потребитель при защите своих прав в суде освобождается от уплаты госпошлины.
Надеюсь, что эта история со счастливым концом станет для кого-то образцом для действий в подобных ситуациях. Практика показывает, что большинство подобных проблем удается решить только через суд и после проведения экспертиз. А, значит, надо запастись терпением.
Беспроблемных покупок!