По сей день все коллекции украшений Hermes – высокого жанра Haute Bijouterie и более повседневного жанра Bijouterie – так или иначе строились, формировались и разворачивались вокруг фирменной тематики этого французского Модного Дома, а именно вокруг темы лошадиной упряжи или вокруг грациозных форм самих непарнокопытных. И вот вдруг Пьер Арди, креативный директор ювелирного направления Hermes, представляет гарнитур Niloticus, названный так в честь Crocodylus niloticus, или «Нильского крокодила», не только живого хищника и поныне обитающего в водах великой реки, но и в честь древнеегипетского бога воды и разлива Нила Себека, имевшего, как известно, голову того самого крокодила при человеческом туловище. Впрочем, такое же название «нилотикус» (наравне с категорией «аллигатор», «кайман» и «поросус») носит и вид кожи крокодила, из которого создаются самые дорогие сумки Hermes. Словом, все дело в обличии крокодила, именно его шкуру воспроизводят колье, серьги и браслет-манжета из нового сета.
Впрочем, «шкура» крокодила в ювелирном арсенале Hermes появляется не в первый раз. Год назад Арди воссоздал в золоте и бриллиантах модели четырех культовых сумок Hermes, и одна из этих миниатюрных драгоценностей (которые действительно можно было носить и в качестве аксессуара, и в качестве сумочки для помады или кредитки), а именно сумка Kelly, была создана из «кожи» крокодила. Вернее, ее поверхность из золота имитировала ценную кожу этого хищника, причем, имитировала так искусно, что еще тогда нам подумалось – вот мотив, достойный дальнейшего развития! И продолжение не заставило себя ждать. В коллекции Haute Bijouterie появился даже широкий браслет, поверхность которого ровно также воспроизводила характерную фактуру чешуи хищника из класса пресмыкающихся.
Так колье в форме широкого воротника или манишки состоит из 112 отдельных чешуек разного размера. Каждая из них была сначала вырезана по точному образцу и подобию эскиза и восковой формы будущего украшения, отполирована, а затем уже закреплена в общую симметричную композицию, в местах креплений которой можно видеть по бесцветному бриллианту круглой формы. Так были созданы по 56 элементов с каждой стороны от центральной оси колье, которая представляет собой подобие некоего жезла – если уж продолжать в духе с древнеегипетской мифологии, то, по-видимому, жезла верховного жреца или жрицы. У этого жезла есть и техническая функция – естественным образом соединить две части полотна, и, разумеется, декоративная (по правилам ювелирного искусства любая техническая карта разыгрывается, как декоративный элемент). Итак, по всей протяженности этой оси расположены сверху вниз – круглый бриллиант, овальный иолит, розовый турмалин, снова бриллиант круглой формы, следом зеленый перидот огранки подушка, потом линия из бриллиантов разного размера, и, наконец, в самом низу красуется каплевидный иолит, увенчанный бриллиантами огранки багет и еще одним круглым.
Браслет-манжета и широкое кольцо созданы по тому же принципу, что и колье: от центрального жезла в обе стороны отходят симметричные композиции из чешуек розового золота. В браслете они расположены в три ряда, а в его центральном жезле закованы сверху перидот огранки подушка, а снизу – берилл огранки груша. А в объединяющий два ряда «чешуек» жезл в кольце точно также увенчан перидотом огранки подушка, а на другом конце – каплей иолита. Дизайн серег несколько иной, ведь это парное украшение – от одинаковых, усыпанных бриллиантами и заканчивающимся внизу каплей берилла, в разные стороны отходят по три чешуйки из того же розового золота.
Кстати, конструкция колье невероятно подвижна, а браслета и кольца – невероятно мягка, как раз благодаря особому креплению каждого элемента с другим. По своей гибкости она напоминает дубленую шкуру крокодила, а значит и должна ощущаться при ношении второй кожей – ювелиры Hermes сделали все, чтобы максимально приблизиться к этому ощущению. В Доме Hermes проводят такую параллель вокруг этой драгоценной метаморфозы: если алхимики прошлого стремились превратить свинец в золото, то алхимики настоящего, дизайнеры и ювелиры, обладая достаточным количеством золота пытаются превратить его в нечто иное, особенное, и в данном случае весьма успешно.
Что ж до центрального элемента каждого из четырех украшений – чем не жезл верховной власти, закованный в чешую «Нильского крокодила»? Да, в общем-то весь гарнитур пронизан неким сакральным духом священного чудовища, демонстрации если не своего превосходства, то особенного положения, для которой лишь стоит облачиться в Niloticus.