Креативная команда французского ювелирно-часового Дома Van Cleef & Arples никогда не уставала подчеркивать, что драгоценные камни, которые используются в ее творениях haute joaillerie, – это «камни с характером», и семь лет назад назвала целую коллекцию украшений Pierres de Caractere. И вот в нынешнем 2013 году вышла вторая ее часть Pierres de Caractere – Variations, новые вариации на тему природной красоты драгоценных камней, их бесконечных, чарующих оттенков и нюансов и, в конечном счете, эмоций, которые они способны вызывать.
Для демонстрации «особой души камня» дизайнеры и ювелиры Van Cleef & Arples отправились на Ближний Восток и в Индию, туда же, куда в поисках вдохновения и все тех же драгоценных камней не раз наведывался автор фразы о "душе камня" Клод Арпельс. Словом, во всех трех линиях нынешней коллекции явственно прослеживается влияние ближневосточного и индийского декоративного искусства. И, надо признать, этот культурологический бросок действительно является наилучшим способом продемонстрировать все достоинства драгоценных камней – и в витиеватых, пышных формах украшений, и в их яркой “пряной” цветовой палитре.
Все три части коллекции в той или иной форме посвящены парным сочетаниям цветов, градациям оттенков и многоцветным композициям. А значит, есть в Pierres de Caractere – Variations и блистательные дуэты, и утонченные переходы цвета, и поражающие своей ослепительной палитрой композиции цветов. Драгоценные и полудрагоценные камни то контрастируют, то гармонично сочетаются друг с другом, в итоге представая в оригинальных украшениях.
Итак, первая часть коллекции Duos de Couleurs посвящена дуэтам, всего двум цветовым сочетаниями в одном украшении, зато каким! Похожее на богатую вышивку кафтана восточного владыки колье-воротник Oriental Princess – пример одного из блистательных дуэтов рубинов из Мозамбика весом более чем в 42 карата и бесцветных бриллиантов. Его центральную часть с бриллиантом в 8,07 карат можно отсоединить от колье и носить как брошь. Точно так же в серьгах Precious Light с бриллиантами гармонируют два фантазийных желтых бриллианта изумрудной огранки общим весом 9,04 карата, которые сами по себе являются раритетом. Особой выразительностью отличаются брошь и серьги Fleur – то ли пионы, то ли розы, лепестки которых искусно выложены спиралевидным вихрем из ляпис-лазури, на их поверхности чистой росой сверкают бесцветные бриллианты грушевидной огранки.
Это драгоценная карусель цвета набирает оборот во второй линии коллекции Camaieux de Couleurs. Деликатные градации драгоценных камней великолепно демонстрирует колье Rayons Precieux – в двух вскинувшихся на груди ввысь крыльях оранжевые сапфиры и гранаты того же оттенка, желтые и бесцветные бриллианты создают переход деграде от яркого к бледному. А в кольце Lotus d’Orient цвет морской волны центрального турмалина в 24,44 карата эхом отдается в лепестках из хризопраза вокруг него. По-восточному пышный узор крупных замбийских изумрудов весом в 33,29 карата и бесцветных бриллиантов в колье Baia Verde подчеркнут щедрой россыпью неоновых турмалинов параибского типа. От этой холодной тональности резкий переход к жаркому сочетанию розового золота, кораллов и аметистов происходит в колье и серьгах Crepuscule d'Orient и кольце Summer Cocktail. В центре последнего красуется еще и овальная розовая шпинель в 21,19 карат.
К третьей части коллекции Palette de Couleurs сложность колористических сочетаний нарастает. Колумбийский изумруд весом 27,81 карата в кольце Pongal подчеркнут акцентами желтого золота, бриллиантов и капель рубинов по всей окружности украшения. Похожее по стилю кольцо-чалма Riflesso Azzurro гипнотизирует синим сапфиром из Шри-Ланки в 30,2 карата и цветочным узором из бриллиантов и капель изумрудов. А вот интенсивный цвет резного розового рубеллита на вершине кольца Lady’s Cocktail усилен двумя рядами бирюзы. Необычно решено здесь и каноническое для Дома колье-молния: Zip Elegance состоит из изысканно контрастирующего сочетания черного оникса, красного коралла, бриллиантов и кисти культивированного жемчуга. Примеров богатейшей палитры демонстрации “характера” драгоценных или полудрагоценных камней в коллекции Pierres de Caractere – Variations еще немало. Все они так или иначе отдают дань богатым традициям Дома 1950-х, 60-х и 70-х годов, эпох, когда в современный художественный арсенал Дома раз и навсегда вошли орнаментальные мотивы искусства Великих Моголов и Персии, и одновременно – исследуют новые средства выразительности в уже однажды найденных формах. Главное, что удалось в этой коллекции мастерам Van Cleef & Arples – представить любое творение так, что бы оно играло «живым пламенем», как завещал Клод Арпельс.