Работа кропотливая и точная. Значение здесь имеют даже не миллиметры, а микрометры. И кроме того, работа штучная. В день мастер-огранщик обрабатывает всего один, иногда два-три бриллианта, в зависимости от размера. Тем не менее, через их руки проходят целые состояния. Владимир Киселев с драгоценными камнями работает уже 40 лет. Говорит, видел столько бриллиантов, что ни один арабский шейх купить не сможет.
«У меня по миллиону и больше долларов в день сырья», - говорит огранщик Владимир Киселев.
Сырье - это алмаз, еще не обработанные бриллиант. Процесс его рождения - дело непростое. Прежде чем попасть на стол к огранщику, камни проходят долгий путь. Сперва кристаллы досконально изучают: ищут изъяны и оценивают достоинства. Затем размечают и распиливают на сверхточных лазерных установках. Оказывается, из одного алмаза может получиться два, а иногда и три бриллианта. Дело в том, что цена драгоценного камня без вкраплений будет выше, даже если размером он уступает другому более крупному, но менее «чистому» кристаллу.
«Смотрим, где располагаются дефекты. Можно 60 на 40%, 70 на 30% распиливать, чтобы потеря была наименьшей», - поясняет начальник участка лазерного комплекса производственного объединения «Кристалл» Ханаглан Кулиев.
Затем будущим бриллиантам придают форму - овал, изумруд, сердце, груша. Всего около 80 наименований. Есть традиционные и эксклюзивные. Их еще называют «фантазийные». Такие формы часто создают по заказу клиента и используют кристаллы необычных цветов. Они могут быть черные, розовые, голубые, оранжевые.
«Очень яркий. Не все бриллианты обладают этим качеством. Кому-то нравятся бриллианты «чистой воды», кому-то цветные. Бриллиант желтого цвета очень редкий», - говорит сортировщик бриллиантов Галина Рабусова.
Впрочем, классические, бриллианты «чистой воды» при одинаковых размерах и других качествах ценятся выше. К слову, цену камню лучше всего знают здесь. Это участок сортировки - готовые бриллианты тут проходят проверку на качество. В помещении созданы особые условия. Значение имеет даже расположение окон. Они выходят на северную сторону, чтобы солнечные лучи не искажали цвета.
Освещение - только дневной свет, тона - холодные: голубой или серый. Это оптимальные условия для оценки качеств бриллиантов. Любопытно, что работают здесь только женщины. Они более усидчивы, у них выше эстетическое восприятие, а главное, вообще не страдают дальтонизмом. Как оказалось, на этой стадии работы мужчины непригодны.
Российские бриллианты, как говорят, высочайшего качества. Никакого искусственного облагораживания. Продукция известна по всему миру, занимает премиум-сегмент. Но поэтому и цены на них не самые низкие.
«Есть такое понятие «русская огранка», то есть огранка связанная с высочайшим качеством, с соблюдением всех требований и характеристик, предъявляемых к продукции. Но сейчас правильнее применять понятие смоленская огранка», - отмечает главный технолог производственного объединения «Кристалл» Алексей Романков.
Одно жаль - природная красота обработанного алмаза доступна не всем.