Рене Лалик (1850-1945) – один из интереснейших, гениальных ювелиров и дизайнеров арт-нуво. Украшения, которые он создавал, были не просто ювелирными изделиями, это были подлинные произведения искусства. Взгляните хотя бы на этот золотой рельеф со сфинксом, украшенный бриллиантами! До чего живое, прелестное изображение!
Рене Лалик (Rene Lalique) родился 6 апреля 1860 года во Франции, в городе Ай. Когда Рене исполнилось 2 года, его родители переехали в пригород Парижа. Рене с ранних лет проявлял талант к рисованию, так что в 12 лет его отдают в школу Тюрго под руководство опытных педагогов, которые сулят ему большое будущее как ходожнику. К сожалению, в 1876 году отец Рене умирает, и о дальнейшем обучении в школе приходится забыть. Однако Рене удается поступить учеником к ювелиру Луи Ококу. Затем Рене едет в Лондонский колледж искусств для дальнейшего развития способностей.
Вернувшись домой, Лалик поступает на работу в ювелирную мастерскую одного из дальних родственников, и… начинается победное шествие стиля Лалик, признание его таланта. Его эскизы ювелирных изделий просто удивительны. Он создаeт выдающиеся ожерелья, кольцы, подвески из желтого золота. В 1884 году они выставляются на выставке прикладного искусства в Лувре! Его приглашают в известные ювелирные дома!
Работы ювелира сейчас могут показаться даже слишком причудливыми, но они соответствовали духу эпохи арт-нуво, в которой жили Бакст, Бердслей да и другие титаны модерна. Да и Шерлок Холмс, кстати.
В 1890 Лалик открывает свой магазин в Париже. Его заказчицами становятся Сара Бернар и императрица Александра Федоровна.
Лалик становится кавалером Ордена Почетного Легиона. Он не ограничивается только ювелирными украшениями, а постепенно начинает заниматься и другими вещами – художественным стеклом, предметами дизайна и так далее. Но об этом как-нибудь в другой раз. Сейчас мы просто будем любоваться его прекрасными, необыкновенно стильными украшениями.
Лалик буквально вдохнул новую жизнь в ювелирное искусство, смело используя придуманные новшества, новые сочетания материалов. Фактически он считается одним из первых дизайнеров украшений (и не только украшений), а не просто ювелиром.
Кроме всего прочего, Лалик высоко ценил природу и черпал в ней немало вдохновения, поэтому значительное место в его творчестве занимают природные мотивы – птицы, животные, насекомые и растения, и все это в чудесной стилистике арт-нуво.
Кроме того, очень популярными были сказочные, фантастические и восточные мотивы. Женщины-бабочки, женщины-стрекозы, русалки и просто прекрасные женщины.
Не только золото и серебро, но и эмаль, слоновая кость, рог и перламутр, различный жемчуг и полудрагоценные камни. Лалик научился создавать просто невероятные по красоте и изысканности витражные и перегородчатые эмали.
Общей чертой всех украшений, да и стиля арт-нуво в целом были романтические мотивы, которые переплетались со сказочными и мифическими сюжетами.
Художники модерна не стеснялись создавать и свои собственные сюжеты с оригинальными и невиданными персонажами. Как, к примеру, с этой девушкой-стрекозой.
Но даже классические и банальные мотивы, вроде пары лебедей на пруду, в арт-нуво становились оригинальными произведениями искусства. Обратите внимание, что сверху эту брошь венчает пара лебединых голов, а внизу можно разглядеть два золотых рыбьих хвоста. Эти декоративные элементы сильно обогащают украшение и делают еe непревзойдeнным образцом мастерства.
Витражная эмаль создавала эффект настоящих картин, встроенных прямо в украшение.
Впрочем, были у Рене работы, которые можно было бы назвать и образцом реализма – как, к примеру, эти несколько цветков.
Рене Лалик часто стремился вырваться за пределы плоскости, и тогда он создавал настоящие трехмерные барельефы с очень выступающими деталями:
Многие работы этого ювелира сегодня ценятся сами по себе – уже не как украшения, а как картины или скульптуры.