Многие еще помнят увесистые серьги и кольца с рубинами, сапфирами и александритами советского производства. Любой приемщик в ломбарде расскажет с десяток душещипательных историй о том, каким потрясением для обладателей этого ювелирного ширпотреба становился тот факт, что мнимые рубины и александриты никакого отношения к благородным минералам не имеют, а значит, ничего и не стоят. А что представляет собой современный рынок камней и ювелирных украшений?
Конечно, и в советские времена производили эксклюзивные изделия с натуральными камнями. Но они сначала вывозились на заграничные выставки, а затем распространялись среди узкой номенклатурной прослойки. Простым гражданам предлагали синтетические корунды разных цветов, выращенные по методике Огюста Вернейля, которые специалисты называли булями. В зависимости от полученного цвета, на этикетке писали: аметист, рубин, сапфир, изумруд или александрит (если получался камень с эффектом перемены цвета).
С тех пор много воды утекло, и на прилавках ювелирных магазинов появились украшения с камнями, о которых мы раньше и не слышали. Однако, что мы о них знаем? Полагаясь лишь на этикетку и информацию, изложенную продавцом, мы сильно рискуем кошельком. Потому что помимо методики выращивания вернейлевских корундов сегодня есть и другие способы, среди которых - банальная имитация, окрашивание, нагревание, так называемое «облагораживание»...
Далеко ходить не надо: в любой ювелирной витрине обязательно красуются украшения с бирюзой. В популярности этот камень может соперничать только с топазом, но и то лишь по причине невысокой цены на этот очень распространенный цветной ювелирный камень. Однако в последнее время и бирюза заметно подешевела: бусы из этого камня кое-где можно купить за 700 рублей. Но это не удачная покупка, как может подумать дорогой читатель, а надувательство с особым цинизмом.
Здесь позволим себе небольшое историческое отступление. Улучшение товарного вида камней придумали не сегодня и не вчера. Еще древние греки, судя по описаниям Плиния Старшего, чтобы изменить цвет янтаря, запекали его и варили в крови ягненка. Что касается бирюзы, она, по оценкам специалистов, не только самый популярный, но и самый подделываемый камень в истории человечества. Как известно, бирюза быстро выцветает. Так вот еще древние пытались остановить этот процесс с помощью проваривания камня в масле. В наши дни практически вся бирюза подвергается процессу стабилизации, который позволяет сохранять еe чудесный цвет и качественно полировать. Стабилизация считается допустимой, если пропитывающие составы устойчивы к разложению и не вредят здоровью человека.
Подделывать бирюзу тоже научились древние. Например, они изготавливали ее имитации, окрашивая минерал с неблагозвучным названием говлит. Сегодняшние технологии ушли далеко вперед. Практически все предприятия, изготавливающие серийные украшения для массового рынка, вырезают вставки не из натурального камня, а из заготовок, напоминающих кирпичи. Цветовая гамма позволяет сотворить что угодно: из синего сырья – лазуриты, из красно-оранжевого – кораллы, из фиолетового – чароиты, из голубого – бирюзу. Производят такие кирпичи, как легко догадаться, в Китае. Можно приобрести кирпич целиком, можно уже готовые вставки. Стоимость – смехотворная. Теперь понятно, откуда берутся бусы из бирюзы за 700 рублей?
Как избежать подделок? С этим вопросом я обратилась к геммологу Алене Егоровой, которая осуществляет экспертизу камней на выставке «Мир камня». Это единственное место в городе, где можно бесплатно получить ответ на вопрос, какой камень сверкает в колечке. Прихожу чуть раньше назначенного времени и застаю очередь. Эксперты никогда не сидят без работы, а в тот момент предметом экспертизы стал огромный Будда из камня зеленого цвета, купленный в Индии. Как сказал продавец, из нефрита, но покупатель усомнился и хочет знать истину. В результате выясняется, что к нефриту камень не имеет отношения, это крашеный кварцит. Геммолог рассказывает, что примерно треть экспертиз относится к тем самым советским корундам, но бывают и такие редкие случаи, как этот Будда.
- Надо сказать, что тем или иным метаморфозам подвергаются практически все группы камней, как поделочных, так и цветных ювелирных, - говорит геммолог. – Среди поделочных изменениям чаще всего подвергается халцедоновая группа. Это окрашенные и прогретые агаты и сердолики, из которых делают многочисленные бусы и браслеты.
Не существующий в природе черный оникс или черный агат, изделия из которого часто приносят геммологам, как раз и превращается из халцедона путем его окрашивания. Это пример классический, а вот один из новых. Последнее время на рынке стал исчезать хризопраз – красивая зеленая разновидность халцедона. В советские годы он добывался в Казахстане, в последние годы в основном привозился из-за рубежа. Ему на замену пришли изделия из искусственно окрашенного бледного халцедона. Такие камни выдает слишком яркий, неестественный цвет. Кроме того, среди недорогих украшений, в основном из Индии, часто встречаются изделия из окрашенного кварцита, которые выдают за более дорогие камни.
Совсем недавно на экспертизу приносили аметист цвета «зеленый шампань». Это не редкая разновидность камня, объясняет геммолог, а прогретый при определенной температуре хорошо знакомый аметист. Для достижения этого необычного цвета прогревают аметисты с некоторых месторождений. То же самое происходит и с агатами: их не только окрашивают, но и прогревают для усиления цвета.
- Большинство технологий, применяемых для улучшения внешнего вида камня, безопасны для покупателя, - говорит Алена Егорова. – И если они не влияют существенно на стоимость камня, то нет причины волноваться. Например, большинство добываемых топазов бесцветные или слабо окрашенные. Кроме того, некоторые топазы быстро выцветают на солнечном свету. Сегодня многие знают, что свой ярко-голубой и синий цвет топазы приобретают после рентгеновского облучения, и никого это не смущает.
Другое дело – когда речь идет о сапфирах и рубинах. Здесь цена ошибки бывает очень высока, поэтому, покупая украшение с «первой группой», надо быть в курсе последних методик облагораживания этих минералов.
Собственно говоря, хитроумные технологии для улучшения товарного вида камня придумывались, потому что на всех красивых камней не хватает. Редко в недрах земли рождается красивый блестящий минерал насыщенного цвета без включений, поэтому цена на него высока, а некоторые и вообще продают на аукционах. Например, многие слышали о бирманских рубинах цвета голубиной крови и шри-ланкийских сапфирах падпараджа, но вот приобрести их могут единицы. Зато легко можно купить «облагороженный» сапфир или рубин, не подозревая о тех метаморфозах, которые произошли с камнем.
Например, в последнее время в наших магазинах появилось много украшений с рубинами. Чистые, прозрачные, красивого малинового цвета камни стоят недорого относительно тех цен, которые существуют на первоклассные рубины. Как такое может быть? Геммолог отвечает, что такие камни получают несколькими методами.
Один из способов позволяет избавляться от трещин путем обработки минерала бесцветным маслом, воском или смолой. Наполнители вытесняют воздух из трещин, и камень становится практически чистым. Кроме того, бывают неорганические наполнители, чаще всего это свинцовое стекло, которым трещины в камне заполняются при нагревании.
Но зачастую эти наполнители содержат в себе красящие элементы для усиления слабоокрашенных камней: красный - для рубинов, синий – для сапфиров, зеленый – для изумрудов. Краситель для изумрудов растворяется в масляных веществах, а для корундовой группы – в водо - или спирторастворимых.
- Диагностика таких камней осуществляется разными методами и не представляет сложности, - рассказывает Алена Егорова, - в последнем случае вата, намоченная ацетоном, даст знать, был ли окрашен камень. Покупатель должен понимать, что такое окрашивание нестабильное. Через некоторое время краситель окажется на вашей коже или одежде.
Но есть и более сложные технологии. Например, устойчивое изменение цвета камня достигается методом диффузионной обработки камня. Окрашивающие вещества наносятся на поверхность ограненных камней и при высоких температурах диффундируют, то есть проникают (кто забыл, см. учебник химии) внутрь минерала.
- Для обнаружения такого окрашивания мы смотрим камень в определенном свете или погружаем его в иммерсионную жидкость, - комментирует специалист, - и окрашивание становится очевидным. Причем цвет камня меняется не полностью, а лишь в тонком слое на поверхности. Если такой камень разрезать, внутри он останется первоначального цвета.
- Конечно, покупатель хочет просто купить красивый камень и наслаждаться им, не вникая ни в какие технологические сложности, - продолжает Алена Егорова. – Тем не менее, покупая дорогие камни, стоит поинтересоваться историей их происхождения и природой яркого цвета. Иначе велик риск выбросить деньги на ветер.
Существуют ли сегодня камни, которые не подделывают и не облагораживают? Существуют: любые пейзажные камни, например, агаты и яшмы, потому что их ценность состоит именно в их природном рисунке. А что касается бирюзы, советует Алена Егорова, надо прийти на каменную ярмарку и найти продавца, у которого на столе есть необработанная бирюза. Неважно откуда – из Казахстана или Америки. Увидев ее один раз в природном виде, вы никогда не спутаете это чудо природы с жалкими китайскими подделками.
От себя же могу добавить только одно. Собираясь покупать украшения с камнями, особенно дорогими, не поленитесь залезть в интернет и погуглить, например, «облагороженные камни». Обязательно найдете что-то новое и полезное. И еще: обращайтесь к экспертам, потому что без них обычный покупатель, даже вооружившись лупой, никогда не распознает рубин, наполненный невидимым красным стеклом. С технологиями не поспоришь, но кто информирован, тот вооружен. Я, например, теперь не переживаю по поводу ярко-синих сапфиров, которые не купила, будучи на Шри-Ланке. Ведь большинство продаваемых там сапфиров - это термообработанные геуды, бледно окрашенные сапфиры, которые только после обработки приобретают свой восхитительный цвет. Страшного в этом ничего нет, но платить лишнее за иллюзию совсем не хочется.